Как самостоятельно проверить, насколько сайт нехорош

Fri, 09/18/2009

Цель этой статьи - показать способ мышления, который необходим для анализа сайта.
* орфография и настроение автора сохранены

 

Ой, только не надо сразу ругаться, что в названии написано «насколько нехорош». Я сам хотел написать «проверить, насколько сайт хорош». Но вышла бы совсем другая статья, а я хочу написать эту. Да и зачем было бы проверять, насколько сайт хорош. Если он хорош им надо любоваться.

К примеру, если девушка хороша, ни к чему ворошить детали. Другое же дело, если девушка нехороша (не спорьте, такое бывает) - тут разбираться надо. Вполне возможно, что надо прическу поменять, походочку подкорректировать, и пожалуйста - получаем продукт премиум класса.

Так и с сайтом. Чтобы сделать его хорошим, сначала надо разобраться и осознать, чем, и насколько он нехорош. А там и сообразим, чего подкрутить надо.

Не буду вас обманывать, предлагаемая метода немножко бутафория. Каждый пункт более или менее точно укажет на возможную ошибку. Но все вместе они дадут только поверхностную картину - вершину айсберга. Впрочем, этого может хватить, чтобы задуматься.

Тест

Раздел 1 Тестируем хозяина (или его предполагаемый образ)

- Знаете ли Вы, чего Вы хотите, чтоб сайт делал?
- Знаете ли Вы, сколько посетителей бывает на Вашем сайте (в день, месяц)?
- Что Вы хотите, чтоб посетитель на сайте сделал? Есть ли мнение?
- Как Вы представляете поведение (пути) посетителя на сайте? Есть ли мнение?

Комментарии: 
Полученные ответы надо иметь в виду при дальнейших оценках. Как бы производить оценку относительно этой  «постановки задачи». Но вряд ли вы ответы получите. Практически, скорее придется оценивать, насколько хозяин об этом задумывался. Отсюда получается первый результат тестирования - степень осознанности отношения к сайту . 

Раздел 2 Смотрим главную страницу

Восприятие 
- через 3 сек. Понятна ли тематика сайта и что тут в принципе предлагают?
- через 6 сек. Понятна ли структура предложения? Сколько и чего тут предлагают?
- через 9 сек. Понятны ли все точки входа? Понятно ли куда они приблизительно приведут, что там можно будет найти?

Содержание
- Есть ли на сайте формула, отражающая существо сайта?
- Разбита ли страница на четкие блоки, отвечающие за разделы информационной структуры? Акцентированы ли они в соответствии с иерархией целей?
- Есть ли на главной странице очевидные «толстые» точки входа в главные целевые разделы?
- Нет ли на странице (как минимум - в центральной зоне) паразитной информации. (новости, опросы, второстепенные ссылки, познавательные тексты, тексты о компании и т.п.)

Комментарии: 
Каждый положительный ответ добавляет баллы, а каждый отрицательный - вычитает. Наличие паразитной информации - самое точное свидетельство о том, что сайт тяготит владельца, и он хочет от него отделаться. Вот и накидал в него всякой муры, чтобы создать видимость активности. 

Раздел 3 Навигация

Надо немного походить по сайту. Может минут пять.
- Стала ли понятна организация структура?
- Легко ли добраться до главных страниц, до основной информации?
- Всегда ли навигация обеспечивает точное представление о местоположении?
- Всегда ли понятно как быстро попасть в другую точку сайта?
- Совпадают ли основные и дополнительные меню? Совпадают ли названия страниц с их названиями в меню?

 Комментарии: 
Каждый положительный ответ добавляет баллы, а каждый отрицательный - вычитает. Если навигация плохая, клиент сердится, а то и впадает в клаустрофобию. 

 Раздел 4 Вообще

Как написаны тексты? Выжидательно, отвлечено или активно, побудительно?
- Что может посетитель сделать на сайте? Только читать? Или заполнять формы, регистрироваться и т.п.?
- Сокращены ли главные тексты до минимума? Нет ли длинных рассуждений, поучений, самолюбований, занудных технических подробностей?
- Можно ли получить представление о ценах, или надо звонить и спрашивать?

 Комментарии: Тут главное понять дух. То ли это активные инструмент, то ли скучная каша.

Общие комментарии:

Мы не стали валять ваньку, заставлять вас складывать балы и писать выводы типа «Если у вас меньше нуля баллов, то вы очаровательная блондинка,  но вам срочно надо ...».

Цель этого теста не в том, чтобы ставить диагнозы вслепую. Он должен был показать способ мышления, который необходим для анализа сайта.

Обратите внимание, что эти вопросы отражают формальные признаки. Если все ответы будут «Да»,  это скажет о том, что сайт неплохо организован, что он скорее всего хороший, а то и отличный сайт.  Но совсем не факт, что он соответствует бизнесу предприятия и работает как заводной на ниве принесения все большей и большей прибыли. Но это уже другая история.