Зачем нужен маркетинговый аудит сайта

Sat, 07/04/2009

Как-то вышло, что название статьи звучит как вопрос. От этого руки тянутся сразу печатать ответ «Маркетинговый аудит нужен, чтобы вычислить, чем нехорош имеющийся сайт, и как сделать хороший». Тут бы и статье конец. Однако же, приведенный ответ порождает дополнительные  вопросы, так что продолжим.

Я бы на вашем месте поставил руки в бок и сказал:

  1. А че это ты решил, что сайт нехорош?
  2. Не слишком ли цинично все это звучит?
  3. На кой хрен аудит, так что ли не видно?
  4. И почему именно маркетинговый?

У меня есть что ответить. Начну, конечно, с конца.

И почему именно маркетинговый?

Не знаю. Не я этот термин придумал, а он, зараза, устоялся. Видимо автор хотел подчеркнуть, что, мол, не в вакууме будем сайт изучать, не как абстрактное явление, а непосредственно на маркете.  Проясним, что он там, на маркете, делает. Торговать пытается, ветошью прикрылся и отдыхает или активно покупателей отпугивает.

А че это ты решил, что сайт нехорош?

Тут и решать особо нечего. Есть такие вещи, которые почти что наверняка утверждать можно. Не прогадаешь. К примеру, могу утверждать, что Вы, читатель то есть, не иначе, как человек разумный. В том смысле, что Homo sapiens. Конечно, среди читателей встретятся инопланетяне, роботы и ученые медведи. Но меньшинство.

Так и с сайтами. Разумеется, натурально классные сайты встречаются. Но мало. И  их хозяева статей не читают. Они писатели, а не читатели.

Как-то сложилось в сайтостроении (пусть простят  меня коллеги), что разработчики сайтов больше дизайнеры и программисты, чем мыслители. Не рвутся они разбираться в проблемах предприятий - не наше, мол, дело. Вот вам красивая картинка, вот вам CMS, набивайте сайт, чем хотите. Таки получается, что сайты набиты чем попало.

Но и сайтостроителей  можно понять. Выжимать сущности из заказчика - задача, требующая терпения. Разговор, бывает, складывается так:
- дайте список продукции завода, и пометьте приоритеты
- дык, у нас есть еще чертежи газонокосилки
- я говорю,   список продукции завода дайте
- а еще мы опрокидыватель Жигулей делали ... в 83-м ...
- алё, сосредоточьтесь! нужен список продукции, перечень чего делаете, перечень это как список
- да-да, вот, возьмите, это мы календарики заказывали там кое что
- ладно, давайте все бумаги, какие есть, сами разберемся.

Так что давайте, примем рабочую аксиому «сайт нехорош».

Не слишком ли цинично все это звучит?

Один наш клиент, заказавший краткий анализ сайта, на нашу бумагу ответил так: «... даже не буду комментировать ваше письмо. Его циничность не имеет границ ...».

Типа, я виноват, что его сайт весь состоит из ошибок и не годится даже в качестве точки отсчета. И его представления о том, что надо переделать, тоже никуда не годятся.

В общем, аудит сайта сталкивается с неприглядной стороной жизни, и вынужден ставить неприятные диагнозы. Надо с этим как-то мириться. Вы же ходите к врачам, раздеваетесь там, слушаете неприятные слова о состоянии вашей печени и гнусные советы «ограничить употребление пива».

На кой хрен аудит, так что ли не видно?

Нет, не видно. И вот почему.

Сначала надо провести исследование.

Для того, чтобы сделать сколько-нибудь справедливое заключение, надо прежде разобраться в целях предприятия, в существе бизнеса, в конкуренции. А это требует времени. При  серьезной глубине проработки это может потребовать много времени. Но, даже для самого предварительного отчета, эксперту потребуется несколько часов на подготовительную работу

Аудит сайтов требует профессиональной подготовки.

Мир Интернета внешне похож на мир людей. От этого создается иллюзия, что любой здравомыслящий человек может иметь мнение о сайтах и может самостоятельно ими заниматься. Вроде того, как каждый мужчина может самостоятельно сводить девушку в кино или выкопать картошку.  

На самом же деле, Интернет это зона чуждого разума и негуманоидных существ. Мир иных жанров, темпов, размерностей. Иных правил.

Для того, чтобы ориентироваться в механизмах Интернета, нужна профессиональная подготовка. В основном она сводится к двум свойствам - способность оценивать (или создавать) информационные структуры и способность моделировать восприятие и поведение посетителя. Кроме того, есть довольно большой перечень неписанных правил, которые образовали как бы язык Интернета.

Даже очень умному человеку в этом с наскоку не разобраться.

Итого

Хороший сайт может появиться от многой и умной работы. А случайное рождение вряд ли возможно.